Когда и зачем «переобувать» автомобиль

Большинство водителей осознает преимущества использования «резины» в соответствии с сезоном, однако многие продолжают эксплуатировать автомобиль круглый год, не меняя тип шин. Разумеется, наиболее распространены случаи поездок на летних шинах в зимнее время. Однако, зачастую, приходится сталкиваться и с обратной ситуацией, когда автолюбитель в теплое время года продолжает ездить на «липучке» или даже «шипах». При этом, в гаражах и на просторах Интернета не утихают споры — обязательно ли менять покрышки при переходе от сезона к сезону. Кто-то даже говорит о том, что не поменявших колеса с 15 ноября ждут административные штрафы. Давайте разберемся и рассмотрим эту проблему с точки зрения закона, безопасности и страховых компаний.

Что говорит закон?

Несмотря на неоднократные попытки внести законопроекты, которые устанавливали бы ограничения касательно использования зимних и летних покрышек на территории Российской Федерации, прямой запрет на эксплуатацию транспортного средства в зимний период на летней резине в настоящее время отсутствует.

Правила дорожного движения России регламентируют лишь общее состояние и высоту протектора. Так, в настоящее время нельзя устанавливать шины с внешними повреждениями и с протектором ниже 0.8, 1.0, 1.6 и 2 миллиметра на мотоциклах, грузовиках. легковых машинах и автобусах соответственно.

Единственный нормативный документ, где содержатся требования «переобувать» шины — «Технический регламент таможенного союза». В пункте 5.5 «ТР ТС 018/2011» содержится запрет на эксплуатацию зимних шин в летние месяцы и летних — в зимние. Но никаких санкций частным лицам за нарушение положений регламента не предусмотрено.

Штраф за летнюю резину

Ответим сразу — никакого штрафа нет. Действующий КоАП РФ не содержит санкций относительно типа покрышек в разные времена года. Имеются лишь штрафы за езду на машине, не соответствующей Основным положениям по допуску транспортных средств, т.е. за «лысую» или поврежденную резину.

Однако, учитывая отношение страховых компаний (о чем позже) и инициативу законодателей, в ближайшее время стоит ожидать изменений в ПДД и КоАП в этой части.

Как к зимней резине относятся страховые

Страховые компании не вносят в договора ОСАГО требований обязательной смены покрышек в соответствии с сезоном. Это связано с тем, что условия обязательного страхования регламентируются законом. Зато с договорами КАСКО дело обстоит иначе. Обычно страховщики прямо указывают необходимость установки зимних шин в январе-феврале и летних в летние месяцы. При несоблюдении этого пункта в компенсации при наступлении страхового случая будет отказано.

Поэтому если вы желаете застраховать авто по КАСКО, придется вовремя менять покрышки. С учетом того, что комплексное страхование кредитных, лизинговых и залоговых автомобилей является обязательным, под действие ограничений страховых компаний попадает немало людей.

Что будет в случае ДТП?

В связи с тем, что действовавший ранее техрегламент о безопасности ТС 2009 года утратил силу, а ПДД никак не регламентирует установку покрышек «по сезону», вина водителя в ДТП из-за использования «не той резины» отсутствует. Однако он может объективно стать виновником аварии из-за последствий неразумного подбора шин. Например, если на обледенелой дороге машину не удастся остановить и она врежется впереди идущее ТС, виноват в аварии будет водитель «задней» машины, не соблюдавший соответствующую дорожной обстановке скорость и дистанцию.

Почему необходимо менять шины в соответствии с сезоном

Летние покрышки не могут удержать автомобиль на зимней дороге по двум причинам:

  • затвердевание резины при низких температурах;
  • несоответствие рисунка протектора типу покрытия.

В результате твердения на морозе у летних покрышек увеличивается тормозной путь даже на сухом асфальте. Поэтому зимние шины делаются из более мягкой резины, не теряющей своих свойств даже в сильные заморозки. Протектор покрышек, рассчитанных для движения по льду и снегу, имеет мелкие ламели, которые эффективно «цепляются» даже за самое скользкое покрытие. В результате тормозной путь на летней и зимней резине может отличаться вдвое.

В свою очередь, эксплуатация мягких зимних шин в жару сопряжена с проблемами. При высоких температурах скорость износа зимних шин резко увеличивается, в результате они могут стереться всего через несколько тысяч километров пробега. Кроме того, нужный при гололеде, но совершенно бесполезный при движении по асфальту, эффект прилипания значительно увеличивает расход топлива. Поэтому использовать зимние шины летом довольно расточительно.

Существует третий вариант покрышек — всесезонные шины. Их использование никак не регламентировано законодательно, однако их универсальность ухудшает их эксплуатационные качества. Тормозной путь на них длиннее чем на зимних и летних в соответствующий сезон, а изнашиваются они быстрее. Такой тип шин можно рекомендовать к установке на автомобили с небольшим годовым пробегом. И то — в ущерб безопасности.

Какие шины вы используете зимой?
Поделиться:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять + пять =