Как получить права на мотоцикл?

По российским законам любой водитель, выезжающий на дороги, должен иметь соответствующее удостоверение. И не имеет значения, какое количество колес насчитывает ваш транспорт – четыре или всего два. Сравнительно недавно требования к водителям мотоциклов и скутеров были лояльнее. С 2013 года ситуация в корне поменялась и даже водитель скутера обязан пройти обучение в мотошколе.

Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?

Закон непреклонен. Если вы не собираетесь вечно сидеть за рулем велосипеда, а планируете хоть изредка пересаживаться за руль хотя бы мопеда, права необходимы. И это не прихоть инспекторов ГИБДД и мотошкол, желающих «вытянуть» из вас побольше денег.

Квалифицированный водитель, прошедший обучение, четко знает, как вести себя в той или иной дорожной ситуации. В то время как «бесправный» водитель лишь догадывается о правильности своего поведения на дороге. И хорошо еще, если такое вождение закончится лишь штрафом и изъятием двухколесного коня.

Даже не надейтесь, что слабенький движок вашего скутера станет смягчающим обстоятельством при встрече с сотрудниками ГИБДД. Возрастные ограничения тоже никто не отменял.

Зато владельцы кроссовых мотоциклов могут спокойно выдохнуть. Им штрафы и изъятие транспортного средства за езду без прав не грозят. Но до тех пор, пока они остаются на территории спортивных треков.

Причина «поблажки» простая, кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря. И до тех пор, пока его обладатель гоняет по грунтовому покрытию треков, он не нарушает никаких правил.

С какого возраста можно управлять мотоциклом

Этот параметр напрямую связан с видом двухколесного транспорта, которым водитель планирует управлять. Есть мотоциклы, за руль которых можно сесть не раньше 18 лет. Но есть категории транспорта, доступные для управления с 16 лет.

Скутеры, мопедыОбъем двигателя не выше 50 кубовС 16 лет
Легкие мотоциклыОбъем двигателя до 125 кубовС 16 лет
МотоциклыОбъем двигателя больше 125 кубовС 18 лет
Трициклы, квадроциклыОбъем двигателя от 50 кубовС 18 лет

Приступить к обучению управления мотоциклом разрешено задолго до 18-летия. Но запаситесь терпением, к экзаменам вас допустят лишь при достижении этого возраста.

Какие категории прав на мотоцикл выделяют в 2018 году

Моторынок готов предложить огромный выбор мотоциклов. Как не запутаться в этом многообразии и понять, какая категория нужна для управления тем или иным двухколесным конем? Все решила классификация.

Так как мотоцикл мотоциклу рознь, то решено было выделить три категории: «М», «А», «А1». Каждая из них дает возможность управлять мотоциклами с различным весом и объемом двигателя.

Категория «М»

Появилась в 2013 году

Объем двигателя не выше 50 кубовМопеды (трициклы, мотороллеры); квадрациклы; мокики; скутеры
Категория «А1»

(самая распространенная среди подростков)

объём двигателя от 50 до 125 кубов;

максимальная мощность – до 11 кВт.

Легкие мотоциклы
Категория «А»объём двигателя до 125 кубов;

масса ТС в снаряжённом состоянии до 400 кг

Мотоциклы

Если будущий водитель уже перешагнул 18-летний рубеж, имеет смысл выучиться на категорию «А». В этом случае «М» и «А1» будут проставлены ему в качестве бонусов. До знаменательной даты далеко, а за руль очень хочется, выбирайте «М» или «А1» – в зависимости от вашего транспорта.

Права для мотоцикла с коляской

Планируете прикупить мотоцикл с коляской? Поспешите обзавестись правами категории «А». Для собственной безопасности, не поленитесь взять пару уроков езды на таком мотоцикле.

Этот вид транспорта имеет кардинальное отличие от своего двухколесного собрата. Из-за коляски с одного бока он занимает куда больше места на дороге. А это требует особой привычки.

Права на мопед и скутер

Появление категории «М» облегчило жизнь владельцам скутеров и мопедов. Достигнув 16 лет, пройдите обучение в мотошколе и беспрепятственно ездите на легковесном транспорте.

Если водитель проходил обучение на категорию «А», то «М» проставляется автоматически. Что дает право садиться за руль легкого скутера.

Требования к водителю

  • Будущий водитель должен быть здоров, соответствующую справку получают до начала учебных курсов. Будет обидно пройти курс в мотошколе и оказаться негодным по здоровью.

Проходя медосмотр предупредите медицинскую комиссию о желании открыть категорию «М». Если этого не сделать, категория не появится в ваших правах. Управлять мопедом вы не сможете.

  • Достижение определенного возраста – каждая категория имеет возрастные параметры;
  • Прохождение обучения в мотошколе, соответствующее необходимой категории.

Получение прав: специфика

Для получения прав на мотоцикл вам не придется сдавать традиционный для получения любых других прав экзамен по городу. В случае с мотоциклом инспекторы ГИБДД ограничиваются проверкой теоретических знаний правил ДД. Проверка практических навыков проходит в условиях специальных полигонов и площадок.

До тех пор, пока новоявленный мотоциклист не сдаст теоретический курс, к практическим испытаниям он допущен не будет. Пересдача теории в случае провала допускается через 2 недели.

Часть школ отказывается от набора на курсы по обучению езды на мотоцикле в зимнее время года. Связано это со сложностью дорожных условий. Трудно научить неопытного водителя всем тонкостям вождения на скользкой дороге.

Документы будущего водителя

До тех пор, пока претендент на получение прав не сдаст полный пакет документов, к учебе он попросту не будет допущен.

  • Копия паспорта.
  • Справка с заключением от медкомиссии.
  • 2 фотографии 3х4.
  • Заявление.
  • Документ, подтверждающий факт успешного обучения в мотошколе.
  • Платежка за внесение госпошлины.
  • Согласие от родителей – если будущий мотоциклист не достиг 18-летнего возраста.

Порядок оформления водительского удостоверения

Эта процедура тоже имеет свой ход развития событий.

  • Проверка подлинности каждой бумажки – будьте уверены, шанс с фальшивыми документами здесь точно не «прокатит»;
  • Претендент на получение прав получает допуск к испытаниям;
  • Первый этап экзаменов – теория;
  • Второй этап– практика на специальном полигоне;
  • Получение водительских прав.

Сдача экзаменов: поэтапно

Экзамен делится на два самостоятельных блока: теоретический и практический. Первый предполагает проверку теоретической базы и правил. Второй нацелен выявить практические умения и навыки.

Сдача теоретической части проходит целиком в компьютерном варианте. В ходе проверки на знание ПДД испытуемый отвечает на 20 вопросов. Идеально, если количество ошибок равно нолю.

На испытание отводится 20 минут времени – по минуте на вопрос. При одной допущенной ошибке, ко времени прибавляется еще 5 минут. За эти минуты нужно ответить на дополнительные 5 вопросов из блока, где допущена ошибка.

При допущении ошибок на 2 вопроса ко времени добавляется 10 минут и 10 вопросов. При промахе на 3 вопроса – экзаменуемый отправляется на пересдачу.

Практическая сторона экзамена проходит на свежем воздухе – на полигоне. Здесь все как в школе, за ошибку – минус к итоговой отметке. Достаточно набрать 4 штрафных балла, чтобы «загреметь» на пересдачу.

Минус 1 балл за:

  • неподанный рукой предупреждающий сигнал о планируемом торможении;
  • позднее торможение перед стоп-линией;
  • не включенный ближний свет огней.

Минус 3 балла за:

  • заглохший двигатель в начале экзамена;
  • несвоевременное переключение с повышенной передачи на пониженную, и наоборот;
  • игнорирование нейтральной передачи в момент длительной остановки мотоцикла;
  • несвоевременное предупреждение о поворотах.

Минус 5 баллов за:

  • заезд и переезд стоп-линии;
  • касание земли ногой;
  • наезд на оградительный знак;
  • игнорирование левого поворотного сигнала;
  • значительный недоезд до стоп-линии.

При успешном прохождении всех испытаний ученик переходит в категорию «водитель». Теперь осталось лишь получить долгожданные права соответствующей категории.

Срок действия мотоциклетных прав тот же, что и у автомобильных – 10 лет.

Когда можно обойтись без специального обучения

От обязательного обучения в мотошколе можно «отвертеться». Но если будущий водитель не планирует управлять транспортом свыше 50 кубов. Хватит уже имеющихся прав с любой категорией.

Если водитель не успел обзавестись водительским удостоверением, то обучение в мотошколе обойти не удастся. Потребуется лишь определиться с получаемой категорией.

Не любите переплачивать, но хотите иметь категорию «М» в своем арсенале? Экономьте, «открывайте» категорию «А» и выше, и «М» вам предоставят в качестве бонуса. Сдавать дополнительных экзаменов не потребуется.

Как получить права на мотоцикл при наличии категории «В»?

Открытая категория «В» не дает своему владельцу право на управление мотоциклом свыше 50 кубиков. Придется снова садиться за парту и заново проходить правила ДД. Только после успешной сдачи устной части экзамена водитель будет допущен к практической.

Кого-то такой подход возмутит – зачем учить правила, все это пройдено. Дело не в самих ПДД, а в специфике управления мотоциклом. Управление автомобилем сильно отличается от езды на двухколесном транспорте.

Впрочем, если чувствуете в себе силы, посещать мотошколу не обязательно. Отрабатывать навыки езды на мотоцикле самостоятельно. Но где гарантия, что вы выполняете все элементы правильно?

Все же стоит перестраховаться и взять пару-тройку уроков у опытного водителя-инструктора. Он доходчиво объяснит требования на экзаменах.

Цена вопроса

Здесь все индивидуально. Есть несколько факторов, существенно влияющих на итоговую сумму обучения.

  • Регион – обучение в крупном городе будет стоить на порядок дороже, чем в небольшом провинциальном городке.
  • Учебное заведение – чем больше регалий у школы, тем дороже услуги ее преподавателей.
  • Медицинское учреждение, где получена справка.

Единственная «незыблема» цифра – госпошлина за получение прав. Она едина для всех регионов и не зависит от мастерства педагогов.

Поделиться:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *