Водительская карта к тахографу: нюансы получения

Наличие тахографа обязательно для грузовых и пассажирских перевозок с 2013 года. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации за номером 36 обязал владельцев определенных групп ТС использовать бортовые устройства для контроля за режимом труда и отдыха шоферов. До этого отсутствие прибора было законным (если на машине не было тахографа, санкции не применялись; но если устройство было смонтировано и при этом не функционировало, на перевозчика налагалось взыскание).

К устройству прилагаются специальные карты: водительская, для контролёра, для ответственного лица сервисного блока, которые позволяют дать доступ к записанной информации либо идентифицировать человека, находящегося за рулем авто в текущий временной отрезок.

Тахограф это…

…автоматический самописец, который монтируется на борту грузовика или автобуса для учета данных скоростного режима и контроля режима труда и отдыха водителя. Устройство оснащается модулем памяти и способно предоставить контролирующему лицу периодический отчет по следующим пунктам:

  • Время езды в режимах «один»/экипаж;
  • Диагностические сообщения с указанием даты и времени попытки использования неверной карты;
  • Изменение режимов энергопитания автомобиля;
  • Пробег за указанный период;
  • Диагностические ошибки, которые зафиксированы бортовым компьютером.

Если самописец работает в режиме «экипаж», то он может отсортировывать данные от 1-го и 2-го шоферов. Таким образом, устройство способно давать объективную картину о характере вождения и техническом состоянии машины.

Заметим, что использование приборов учета значительно снизило аварийность с участием грузовиков и автобусов. С 1 июля 2018 года использование электронных контролеров обязательно не только на «дальнобоях» и междугородных автобусах, но и на пригородных автобусах и маршрутных такси. С 1 июля 2019 года нужно оснащать транспорт, работающий и на городских перевозках.

Типы водительских карт

Упоминаемый выше приказ Минтранса № 36 от 13.02.2013 регламентирует требования к шоферским картам для тахографа. Идентификатор из поликарбоната должен окрашиваться в белый цвет и иметь на поверхности не менее 2-х защитных голограмм. Изделие комплектуется чипом, который содержит основные биометрические данные о шофере. К каждой карте привязан персональный пин-код, который вводится водителем перед каждой активацией контрольного устройства.

На чипе и поверхности карты хранятся такие сведения:

  • ФИО шофера;
  • Дата рождения;
  • Информация о «правах»;
  • Регистрационный номер карты.

Приказом № 36 установлены следующие разновидности карт:

  • Для сервисной зоны: красная;
  • Для контролирующего лица: голубая;
  • Для автобазы и автоколонны: желтая.

Данные со всех типов карт можно скопировать на персональный компьютер и открыть через соответствующее ПО. Данные с самописца являются основанием для применения санкций к водителю.

СКЗИ или ЕСТР?

Данными аббревиатурами обозначаются 2 разных типа пишущих устройств.

Система криптозащиты информации — это отечественная инновация, которая работает в тандеме с модулем ГЛОНАСС. На сегодняшний день в РФ разрешено монтировать только СКЗИ-тахографы. По своей сути, СКЗИ — это отдельный модуль, который копирует и шифрует блоки данных с головного устройства. Минус: СКЗИ-модуль — вещь одноразовая. Привязать к другому тахографу его не получится. Зато модуль может считывать цифровую подпись: функция сделана для защиты от нелегального копирования.

ЕСТР — это устройство, которое разработано и эксплуатируется с учетом европейских требований организации перевозок. ЕСТР-тахографы запрещены в РФ с 2014 года и должны использоваться только при выезде за рубеж. Идентификация шофера также происходит с помощью персональных карт. Карты ЕСТР не подходят для СКЗИ, так как имеют другой алгоритм шифрования, содержат иные сведения о водителе. Данный тип устройств считается более надежным в аспекте шифрования данных: доказано, что блок СКЗИ можно обмануть, подав на него искаженные сведения.

Что делать с тахографом

Порядок использования описан в Приложении 3 к упомянутому 36-му Приказу. Шофер обязан активировать самописец перед началом смены путем установки карты в левый слот прибора. Далее он обязан задавать текущее местоположение. В конце смены карточка удаляется из слота. Нельзя использовать поврежденный или просроченный идентификатор. Каждые 28 суток шофер должен копировать файлы с персональной карты на рабочий компьютер. Запрещено ездить с неактивированным устройством, а также отключать его на ходу.

Получение водительской карты

Изготовлением карт, периодическими проверками и обслуживание контрольного оборудования занимаются профильные автостанции, имеющие разрешение на описываемую деятельность от ФСБ. Карты изготавливаются и выдаются только после предоставления набора документов, который состоит из:

  • Паспорта;
  • СНИЛС;
  • Справки с автобазы;
  • Водительское удостоверение;
  • Фото 4*6.

Если водитель работает как ИП, ему нужно дополнительно принести копию свидетельства о регистрации. То же самое актуально и для юридических лиц. Карты могут иметь разный срок действия: от года до трех лет. Изготовление идентификатора длится до полутора недель. Стоимость: до 3000 рублей.

Водитель, который будет уличен за езду без персональной карты будет оштрафован на одну-три тысячи рублей.

Поделиться:

Комментарии

avatar
  Подписаться  
Уведомление о