Стоит ли оформлять ДТП по европротоколу?

С марта 2009 года оформить дорожно-транспортное происшествие и обратиться за страховым возмещением по ОСАГО можно без участия сотрудников полиции, путем заполнения бланка европротокола.

Заметим, что единственным плюсом такой упрощенной процедуры является экономия времени, ведь, иногда, участникам небольшого ДТП приходится по несколько часов дожидаться инспекторов ДПС. В остальном, по нашему мнению, оформление европротокола вещь абсолютно бесполезная и скорее даже вредная, которая может сыграть злую шутку как с потерпевшим, так и (особенно) с виновником ДТП. Остановимся на возможных рисках более подробно.

Риск 1. Размер ущерба превысит лимит выплат по европротоколу

На месте ДТП зачастую невозможно точно определить размер ущерба, т.к. автомобили могут иметь скрытые повреждения и ремонт кажущихся «царапин» может значительно превысить лимит выплаты по европротоколу.

Скрытые дефекты возможно обнаружить только разобрав поврежденную часть автомобиля. Довольно часто остаются незамеченными повреждения радиаторов двигателя и кондиционера, соединительных трубок, ребер жесткости, усилителей и креплений бамперов, порогов, а также полика багажника. Каждый из этих элементов может обойтись владельцу в хорошую «копеечку».

При этом, согласно ч. 4 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО», в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тысяч рублей.

Выплата по Европротоколу для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, при условии предоставления фото- или видеосъемки, а также данных системы ГЛОНАСС или других навигационных систем, не может превышать 400 тысяч рублей.

Здесь, помимо повреждений автомобиля, не забываем про:
• расходы на оценку стоимости восстановительного ремонта автомобиля после ДТП;
• затраты на отправку телеграмм (если на осмотр вызывали страховую компанию или другого участника ДТП);
• оплату услуг эвакуатора;
• оплату стоянки до даты осмотра и прочие расходы в связи с ДТП;
• УТС — утрату товарной стоимости транспортного средства, которая является реальным ущербом и входит в лимит выплаты.

В случае, если страховая компания не доплатит или совсем откажет в выплате, что довольно часто случается, потерпевшему придется обращаться в суд.

При этом, в соответствии с ч. 8 указанной выше статьи, потерпевший, которому осуществлено страховое возмещение на основании европротокола, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, если лимита выплаты не хватает на ремонт, потерпевший обращается с иском к виновнику, которому придется из своего кармана оплачивать оставшуюся часть расходов. Виновнику это нужно понимать перед оформлением европротокола.

Потерпевшему же стоит понимать, что виновник может быть «гол как сокол» — в этом случае придется довольствоваться обозначенным выше лимитом.

Если стоимость ремонта машины превышает лимит, можно обратиться в ГИБДД и оформить ДТП спустя несколько дней или недель. Для этого все участники происшествия должны прибыть в ГИБДД и написать заявление. Сотрудники полиции обязаны оформить ДТП вне зависимости от того, когда оно произошло.

Риск 2. Регресс к виновнику по европротоколу

Федеральный закон «Об ОСАГО» содержит несколько норм, которые обычно упускаются участниками ДТП из вида при оформлении европротокола:

Так, согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об ОСАГО», к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если:
ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
з) до истечения 15 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня дорожно-транспортного происшествия указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции приступило к ремонту или утилизации транспортного средства, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы.

Иными словами, если виновник не уведомит свою страховую компанию в течении 5 дней о ДТП и не направит копию извещения, страховщик вправе подать регрессный иск и взыскать с виновника выплаченное страховое возмещение.  Также страховая вправе обратиться с регрессным иском в суд если виновник не предоставит автомобиль для осмотра в страховую по ее требованию.

Итог

Таким образом, учитывая все вышесказанное, стоит хорошо подумать и взвесить все обстоятельства перед оформлением европротокола на месте, а именно:
• не превысит ли размер ущерба лимит страховой выплаты;
• не забудет ли виновник вовремя направить извещение о ДТП в свою страховую компанию;
• сможет ли он в течении 15 дней после ДТП предоставить авто на осмотр по требованию страховщика.

Если вы уверены в этом, можете оформлять происшествие без сотрудников ГИБДД. Как это правильно сделать, мы подробно описали здесь. Если же у вас есть хоть малая доля сомнений, вызывайте ДПС и оформляйте все «по старинке» — так будет надежнее.

Удачи на дорогах!


Поделиться:

Один комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать + три =