Наказание за езду по обочине

Термин «обочина» определяется параграфом 1.2 актуальных ПДД как элемент дороги смежный с проезжей частью, но отличающийся от полос движения типом покрытия. Обочина может быть использована для остановки/стоянки и движения. Но большинство маневров с использованием участка дороги запрещены: в частности, нельзя совершать обгон и перестроение (обочина хоть и часть дороги, но не является полосой движения). На дорогах с твердым покрытием (прежде всего, федеральных трассах и дорогах регионального значения) обочина отделяется «сплошной».

Правовые основания для запрета

Достаточно заглянуть в 9-й раздел актуальных ПДД. Подпункт «9» приведенного раздела говорит о том, что не допускается движение по обочинам. Этот пункт приравнивает обочину к тротуарам и разделительным полосам, по которым езда категорически не разрешается.

Если обратиться к опыту других стран, то можно увидеть, что там нерадивого водителя покарают финансово за неисполнение аналогичных предписаний ПДД. Например в Германии любитель опередить затор по обочине обеднеет на 70 евро. По всей Европе ставки примерно одинаковые; максимальная сумма взыскания составляет около 100 евро, что позволяет отнести данный проступок к деяниям «средней тяжести».

Логично, что описываемый запрет не допускает любого типа маневрирования в данной дорожной зоне: обгоны, перестроения, опережения, развороты и другие изменения направления запрещены.

Весьма жесткие санкции по описываемому нарушению приняты в Штатах. Если Вас уличат в езде за краем проезжей части, то Вам придется раскошелиться сразу на 450-500 долларов в зависимости от штата. Помимо денежного взыскания водителю «накинут» еще и штрафных очков (за подобное нарушение виновник получит от 3 до 5 «поинтов»), накопление которых ведет к увеличению размеров финансовых санкций и риска потери прав.

Когда разрешено

Актуальные ПДД все же делают определенные исключения и разрешают «активность» в пределах обочины. Без ограничения могут двигаться:

  • Автомашины и спецтехника аварийных и коммунальных предприятий, а также техника, которая закреплена за организациями по ремонту дорог
  • Машины силовых ведомств, МЧС, «скорой» с активными свето-звуковыми сигналами
  • Пешеходы
  • Водители велосипедов старше 14-ти, если они не мешают передвижению приведенных выше категорий

Не нарушая ПДД также могут перемещаться водители мопедов, вьючные животные с погонщиками или гужевой транспорт. Остальные категории ТС вправе использовать неасфальтированный край дороги для остановки и стоянки.

За аналогичное нарушение на территории Украины виновник выплатит в пользу Госказначейства от 500 до 600 гривен. Законодательство Республики Беларусь более лояльно к описываемой категории нарушителей. За маневры в зоне обочину с водителя спишут сумму эквивалентную двадцати евро. Довольно жестко за данный тип проступка карает латвийский закон: не рекомендуем нарушать соответствующий пункт ПДД в Прибалтике, ибо придется инвестировать в госбюджет Латвии 450-500 евро.

Взыскания на территории РФ

Просмотреть санкции за описываемый тип нарушений можно в КоАП. Так, за несанкционированное движение по правому краю дороги водителя обяжут уплатить в казну полторы тысячи рублей.

Статья 12.15 КоАП РФ
ч. 1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей. 

Все может быть гораздо серьезнее, если водитель предпримет запрещенные маневры по левой обочине. Сама по себе обочина не является встречной полосой, но чтобы попасть на нее водителю так или иначе придется прокатиться по «встречке», что карается передачей госбюджету суммы в пять тысяч и возможным лишением прав. Доказать, что вы оказались на левой обочине не выезжая на встречную полосу довольно проблематично, поэтому, в данном случае пригодится запись видеорегистратора.

Заметим, что у данной категории запрета нет привязки к определенным территориям. В городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург обочина имеет аналогичный статус, а езда по ней карается в соответствии с приведенными выше положениями, как и в других регионах.

От себя рекомендуем воздержаться от подобного типа нарушений: езда по дороге с неоднородным покрытием ведет к увеличению аварийности (маневрируя по обочине легко потерять управление ТС). Выехав на обочину, Вы можете просто напугать других участников трафика, спровоцировать происшествие, которое будет нести угрозу жизни и здоровью.

Одобряете ли вы езду по обочине?
Поделиться:

Комментарии

avatar
  Подписаться  
Уведомление о